Как выжить в кризис


Решил бедняк обратиться к богу,
чтобы тот помог ему выиграть в лотерею.
Неделю усердно молился.
Наконец, на седьмой день раздался сверху голос:
«Слышь, мужик, ты хоть билет-то купи…»

ВЛАДИМИР ВИНОГРАДОВ, Член Совета НП «Московские областные автошколы»

ПРОБЛЕМА? ….      ПРОБЛЕМА…..

Июль 2011 года. Жара. Кризис все никак не закончится. Наверху, правда, считают, что дела уже налаживаются — что ж, начальству виднее. Наверное, средняя температура по российской больнице становится чуть ближе к норме, но в нашем, конкретном отделении она застряла на уровне, свидетельствующем о полном упадке сил больного.

Большинство автошкол сидит без работы, радуясь каждому заглянувшему, директора головы сломали, придумывая что-нибудь этакое завлекательное. Да только — что здесь придумаешь. Программу не изменишь, экзамен в ГАИ тоже, затраты — ниже уже некуда.

Богу что ли помолиться?…..   А может попробовать лотерейный билет купить?…

Прикинем. По данным ГИБДД в 2008 году было выдано 2,8 млн. водительских удостоверений, из них 7% гражданам, подготовившимся самостоятельно, без окончания автошколы. В 2009 году было выдано 2,57 млн. водительских удостоверений, из них 6,8% самостоятельно подготовившимся. Таким образом, количество выданных водительских удостоверений сократилось примерно на 8%. Вроде бы не так уж и много. Однако при этом количество образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, увеличилось с 8181 автошкол в 2008 году до 8408 автошкол в 2009 году. В 2010 и 2011 годах эта тенденция сохранилась, остро встал вопрос заполняемости автошкол.

Посмотрим внимательнее на проблему. Для первоначального анализа достаточно воспользоваться официальными данными ГИБДД своего региона, размещенными на сайтах ГИБДД, проанализировать интенсивность работы конкретных автошкол, количество учеников, проходящих через автошколы, количество сдающих самостоятельно без обучения в автошколе. Где-то больше, где-то меньше, но обнаруживается повсеместная тенденция перераспределения выбора учеников в пользу конкретных автошкол региона и еще больше в пользу самостоятельной подготовки. По данным ГИБДД России в 2008 году количество граждан, получивших водительские удостоверения после самостоятельной подготовки было 197,0 тысяч (7% от общего числа), в 2009 году — 175,2 тысячи (6,8% от общего числа). При этом наблюдается поразительная неравномерность распределения количества подготовившихся самостоятельно между регионами. Похоже, что к сожалению, в этом вопросе все зависит от персонального мнения руководителя ГИБДД региона. Однако, жизнь есть жизнь, и как всегда, современные тенденции всевозможных изменений наиболее выпукло проявляются в первую очередь в Москве. В 2009 году по сравнению с 2008 годом в столице зафиксировано сокращение на 24,5% общего количества выданных водительских удостоверений, рост на 10% получивших водительские удостоверения без обучения в автошколе, рост числа автошкол примерно на 20%. Тенденции налицо.

Теперь становится понятнее популярность мнения о полном отсутствии набора в автошколы. Как всегда, слухи преувеличены. Сокращение количества потенциальных учеников, приходящееся в среднем на одну автошколу даже на 30%, еще не означает полного отсутствия набора. Но означает нарушение равновесия между спросом и предложением. На пике спроса работы хватало всем, в условиях же спроса ограниченного, приходится довольствоваться тем, что есть.

Можно ли говорить о том, что в стране переизбыток автошкол? Не факт. Это в первую очередь вопрос приемлемого для владельцев автошкол уровня рентабельности. Сегодня каждой автошколе приходится решать для себя вполне себе конкретную задачку, какова та степень заполняемости учебных групп, при которой само существование автошколы продолжает иметь коммерческий смысл. И другую, гораздо более сложную, об оптимизации затратной части на обучение. Казалось бы, с этой точки зрения в гораздо более выигрышном положении находятся так называемые «подвальные автошколы», те которые не тратятся на оснащение, организацию учебного процесса, а то и на лицензию. Однако, представляется, что не следует спешить с выводами.

Несмотря на обозначенные проблемы, и сегодня, в условиях когда желающих получить водительское удостоверение стало действительно заметно меньше, продолжают уверенно существовать и достаточно уверенно себя чувствуют автошколы, наработавшие свой собственный имидж, заслуженный авторитет. Роль рекламы у таких автошкол успешно выполняет «сарафанное радио», передавая из уст в уста добрые отзывы. Таким автошколам люди и отдают предпочтение. Естественно, руководители таких автошкол не слишком жалуются на отсутствие набора. Но таких меньше, гораздо больше тех, кто реально ощутил на себе отток учеников и не понимает, что этому можно противопоставить. А поскольку нам привычнее всего запрещать, набирает популярность мнение о запрете на самоподготовку (мол, и так учеников на всех не хватает), об ограничении допуска мелких автошкол на рынок (мол, и так их переизбыток). Поможет ли?

О самоподготовке. В регионах, не оказывающих подчеркнуто активного противодействия самоподготовке популярность такого способа получения водительских удостоверений неизбежно растет.  Кстати, термин «самоподготовка» абсолютно неточный, ибо в действительности, ни о какой самоподготовке речь не идет. Правила и требуемый объем теоретических знаний по устройству автомобиля, основам безопасности и медицине граждане изучают действительно самостоятельно, что как показывает практика, вполне доступно по учебникам или посредством интернета. А вот вождению учатся в большинстве случаев у тех же самых инструкторов, у которых учились бы в автошколе или у других, но тоже имеющих на руках официальное свидетельство инструктора.

Казалось бы, мотивы, по которым граждане отдают предпочтение той или иной форме обучения лежат на поверхности. По мнению большинства директоров автошкол и их начальников, каждый поступающий в автошколу готов трудиться чтобы получить твердые знания и навыки, согласен тратить усилия, время и деньги, чтобы выйти из стен автошколы готовым к самостоятельной жизни на дороге. Готовящийся же самостоятельно, первейшей своей задачей считает быстрое и безболезненное получение заветных корочек, самонадеянно уповая на то, что ездить научится потом, все как-нибудь образуется, не он первый — не он последний и т.д. И вообще, скорее всего… рассчитывает права купить. Естественно, ничему хорошему вне стен автошколы научиться невозможно. Таков основной аргумент сторонников запрета самоподготовки.

Однако вот беспристрастная статистика, данные ГИБДД России. Год 2008-й. Процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза (показатель очень спорный, но за неимением лучшего, позволяющий хоть как-то сравнить подготовку различных категорий сдающих между собой) у автошкол в целом — 55,7% (с разбросом по ведомствам от 40 до 60%). У подготовившиеся самостоятельно — 34,2%. Год 2009-й. Процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза у автошкол в целом — 52,8%., у подготовившиеся самостоятельно — 28,6%. Разница как видим, вовсе не вопиющая. При том, что к «самоподготовщикам» у  ГАИ заведомо более строгое отношение, а местами и просто установка на противодействие. Показатели сдачи со второго, третьего раза отсутствуют, но известно, что в конечном итоге экзамен сдают практически все.

Теперь о том, чему «нельзя научиться при самостоятельной подготовке». Весьма любопытны данные УГИБДД Москвы по аварийности за 2010-й год. Из каждых 100 начинающих водителей, готовившихся самостоятельно, ДТП совершили 0,8%. из 100 новичков. Из каждых 100 начинающих водителей, готовившихся в автошколах Москвы ДТП совершили от 0,47 до 4,35% (в зависимости от конкретной автошколы). Выходит, показатель аварийности у подготовившихся самостоятельно существенно ниже чем у большинства окончивших автошколу. Так может быть неспроста популярность этого способа получения водительских прав растет?

Автор вовсе не сторонник самоподготовки в ее нынешнем виде, хотя и убежденный противник ее запрета, как и вообще запрета прав и свобод граждан. Представляется, что вся система подготовки и, главное, допуска водителей к дорожному движению в ее сегодняшнем состоянии настолько несовершенна, что всерьез разбирать достоинства и недостатки функционирования ее отдельных частей занятие бессмысленное. Система нуждается в коренном реформировании в целом а не по частям.

О переизбытке автошкол.

С целью понять, чего же хочет потребитель от автошколы, как он выбирает способ обучения, чем в результате доволен или недоволен, некоммерческое партнерство «Московские областные автошколы» целенаправленно ознакомилось со множеством форумов автошкол, дискуссионными площадками различных региональных ассоциаций, провело письменный опрос руководителей подмосковных автошкол в том числе и по рассматриваемой проблеме, что позволило сделать некоторые вполне определенные выводы. Конечно, эти суждения не могут претендовать на научность, свойственную социологическому исследованию, однако обнаруженное единодушие мнений граждан заставляет относиться к ним внимательно.

Подтверждается вышесказанный тезис, что есть две категории потребителей. Одни имеют главной целью стать хорошим водителем, вторые – в первую очередь получить права. Забота о вторых не является  предметом деятельности автошколы. Нас интересуют потенциальные клиенты автошколы. Правда, вопрос: какой автошколы? Дело в том, что в первой категории потребителей сегодня немало убежденных сторонников самоподготовки, при этом исходят они из вполне распространенного мнения, что в автошколе все равно ничему толком не учат.

Как известно, дыма без огня не бывает. На самом деле, эти люди не то чтобы принципиальные сторонники самостоятельного обучения, ведь не заканчивают же они экстерном школы, техникумы, институты, курсы повышения квалификации. Просто они не видят смысла в нерациональных с их точки зрения затратах времени, денег на оплату ненужных знаний (устройство, медицина, значительная часть ПДД). Они не видят смысла подстраиваться под жесткий режим посещений автошколы, если можно нанять инструктора, который сам будет под них подстраиваться, поможет разобраться с ПДД и с устройством, не ограничится стандартной официальной программой обучения, будет кровно заинтересован в конечном положительном результате. Другими словами, среди тех, кто выбирает самоподготовку, многие делают это как раз для  того, чтобы стать хорошим водителем. Этот потребитель знает за что он готов платить, и считает, что в состоянии оценить предоставляемое ему качество услуг. Таких меньшинство. Потенциально они все тоже клиенты автошколы, только вот автошколам придется приложить усилия для того, чтобы доказать им свою нужность, убедить в своих преимуществах. В случае полного запрета на самоподготовку, это будет наиболее требовательная, конфликтная часть учеников.

Большинство является сторонниками обучения в автошколе чаще по традиции, чем по убеждению.   Автошколу выбирают по принципу поближе к дому или к работе. Однако, по мере того, как общение в интернете становится все более интенсивным, (да и слухом, как известно, земля полнится) крик души «выбирала ближе к дому, а зря!!» находит все большее понимание. Приходит осознание того, что выбирая автомобиль на 3-5 лет, человек очень придирчиво относится к тому, что хочет иметь, а выбирая способ обучения того, что останется на всю жизнь делает зачастую это спустя рукава. Печальный опыта соотечественников, далеких и близких, заставляет предъявлять определенные требования к выбираемой автошколе.

Чем же судя по отзывам, остается недовольно большинство потребителей услуг автошкол сегодня ?

1. Редко недовольны преподаванием теории. Настолько редко, что это даже поначалу вызвало у нас удивление. Основной отзыв: преподают нормально. Потом стало понятно. Чего там особенно преподавать. Темы скучные. К тому же часто и ненужные. Ученики приходят на занятия после работы, уставшими. Мотивация единственная — выучить, чтобы ответить на экзамене в ГАИ. Потом можно благополучно забыть. И вот здесь у автошколы явно имеется резерв для увеличения собственной привлекательности.

2. Странно, но редко недовольны качеством обучения вождению. Претензий типа «Учили, учили но так и не выучили» практически не встречается. Объясняется это, скорее всего внутренней установкой: экзамен в ГАИ сдал (сдала) — значит научили. Ну, а как мы с вами знаем, экзамен у нас в конце концов сдают практически все. Значит, в итоге особых претензий к автошколе нет. Кроме того, в процессе обучения ученик не в состоянии сам объективно оценить содержательную часть работы инструктора. Как он может понять, правильно ли, эффективно ли его учат или нет? Вот и приходится ему ориентироваться на внешние проявления действий своего учителя. И как показывает внимательное чтение отзывов, основной негатив ученик получает от общения именно с инструктором. «Орет, хамит, вытягивает деньги, запугивает, не обращает внимания, ворует учебное время» — вот примерный перечень претензий учеников. Недостающее добавьте сами, не ошибетесь. В результате, хороших инструкторов передают друг другу бережно, как эстафетную палочку. Вот и еще один резерв для увеличения привлекательности автошколы.

3. Часто крайне недовольны плохой организацией работы в автошколе. Причем речь идет о казалось бы элементарных вещах: не позвонили, чтобы сообщить о переносе занятий и затем даже не извинились, занятия начинаются с опозданием и (или) заканчиваются раньше положенного, отсутствуют какие-либо учебные материалы, до директора не достучишься, финансовые вопросы решаются только в одну сторону. Опять таки, недостающее добавьте сами, не ошибетесь. Печально, но нормальная четкая работа персонала автошколы в наших условиях всеобщего разгильдяйства и поголовного непрофессионализма, может превратиться в очевидное конкурентное преимущество.

4. Почти никогда не высказываются претензии по поводу технического оснащения автошколы, включая качество автодрома. Оно и понятно, чтобы оценивать надо сравнивать, а подавляющему большинству учеников сравнивать не с чем. Тем не менее, здесь также имеется немаленький резерв для увеличения привлекательности автошколы.

Вывод. Поскольку клиент из этой категории потребителей чувствует, что не в состоянии объективно оценить КАЧЕСТВО процесса обучения, он полагает (возможно и справедливо), что при соблюдении автошколой некоего приличного организационно-технического уровня обучения, минимально необходимое качество обучения также будет достигнуто. Таких большинство.

ИЩЕМ ВЫХОД….

В результате анализа вышеизложенного становится более или менее ясно, по каким причинам в условиях превышения предложения над спросом конкретные автошколы испытывают трудности с набором. Собственно, в общем виде оно и так было понятно — клиент учится выбирать автошколу осознанно и голосует рублем. Открытием для нас явилось то, что большинство приходящих в автошколу, оценивает уровень ее работы опосредовано, через внешние проявления, а не по конечному результату работы. Таким образом, можно достаточно уверенно утверждать, что сегодня рейтинги и проценты сдачи по уровню привлекательности безусловно уступают сложившемуся в массах мнению об автошколе, уважительному отношению к клиенту.

По мере того как мы определялись с возможными резервами повышения привлекательности автошколы, вырисовываются и средства их реализации. Начнем с увеличения привлекательности автошколы для сторонников самоподготовки. Мы уже выяснили, что на самом деле, эта категория потребителей если и готова жертвовать своими деньгами и временем, то только ради КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ. Значит, автошкола должна предложить им то, чего они не смогут получить, занимаясь самостоятельно и с частным инструктором. А это не так уж и мало. В теоретической части —знания в области применения действующего законодательства, представление о практической степени ответственности в реальных ситуациях, советы по выстраиванию отношений с сотрудниками ГАИ, по поведению в ДТП, разбор характерных страховых случаев и т.д. В части медицины — обучение действительно жизненно необходимым элементарным действиям по оказанию первой (не медицинской) помощи, причем не только в ДТП. В части практического обучения вождению — это возможности автодрома, технические средства обучения, страхование ответственности, определенный набор гарантий и т.д. Другими словами, автошкола должна предоставлять набор действительно полезных, практически необходимых знаний и навыков, подкрепленный преимуществами юридического лица, которые недоступны преподавателю-частнику. В общем виде конкурентность автошколы заключается в том, что, предоставляя тот же набор услуг, что и все остальные, конкретная автошкола делает это не на формальном уровне, а имея в виду их практическую направленность.

Довольно странно всерьез обсуждать вопрос о том, является ли инструктор лицом автошколы. Вроде бы никто и не спорит. Однако, когда молодая девчонка, садясь в учебный автомобиль вынуждена пялиться на голые волосатые ноги своего «гуру» торчащие из несвежих шортов типа «трусы семейные» (жарко, ему видите ли!), дальнейшее сарафанное радио в ее исполнении вряд ли добавит конкурентоспособности такой автошколе. Директору решать, стоит ли доказывать инструктору, что орать на ученика это вовсе не педагогический прием, как тому кажется, а свидетельство скудости его, инструктора, педагогических талантов и ему стоило бы подумать о другой работе. Инструктор обязан знать как научить ученика выполнить то или иное задание, если оно у него никак не получается. С другой стороны, инструктору не мешало бы так же знать как объяснить ученику то, что учебный час законным образом равен 45-ти а не 60-ти минутам, а также в чем состоит законная материальная, административная и уголовная ответственность ученика во время учебной езды. Вымогательство денег обсуждать не будем — это уголовное преступление. Как показывает практика конкретных отечественных школ, огромным плюсом для автошколы является единство методики преподавания среди всех инструкторов и преподавателей автошколы.

Вопрос организации работы персонала автошколы судя по отзывам уверенно выходит на первый план. Удивительно это только на первый взгляд. На самом деле, в организации взаимодействия с клиентом как в зеркале с лупой отражается отношение автошколы к ученику, от заискивающе-подобострастного до хамски-пренебрежительного. И этого ничем не скроешь. На этот счет в отношении каждой автошколы сарафанное радио работает с неотвратимой силой. Что-что, а косточки перемыть мы все любим. Что делать? Действовать в соответствии с простым, великим принципом, «поступай с людьми также, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Техническое оснащение автошколы. Конечно, при подготовке водителя теоретически можно обойтись доской с мелом и учебным автомобилем. Но на дворе XXI век и, естественно, упакованная по последнему слову техники автошкола всегда будет смотреться привлекательнее конкурентов. При этом стоит всерьез поразмышлять на тему о том, что именно производит на потенциальных клиентов впечатление, а что нет. Понятно, что солидный красивый двигатель в разрезе, если и впечатлит кого, то только своей монументальной ненужностью, а вот наличие хорошего мультимедийного проектора с соответствующим набором видеороликов при умелом использовании может принести немалые дивиденды. То же относится и ко всем видам современного оборудования, от аппаратно-программного комплекса определения психофизиологических свойств личности, до интерактивной доски по изучению ПДД.

Итак, еще раз повторим основную мысль. Обучение взрослых людей имеет свою специфику. Основной мотивацией в процессе обучения взрослого человека является осознаваемая им необходимость приобретения конкретных, нужных именно ему знаний, умений и навыков. Эта нехитрая мысль должна лежать в основе всех действий, предлагаемых автошколой своим ученикам.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Предмет «первая помощь». Можно сколько угодно не соглашаться с включением предмета «Первая помощь» в программу подготовки водителей, однако пока программа действует, выполнять ее надо. Можно преподавать этот раздел, как и многое другое в программе, исключительно для галочки, а можно превратить занятия по медицине в увлекательнейшие и полезнейшие. Для этого достаточно вычленить из программы ту часть, которая имеет максимально практическое применение и сделать упор именно на нее. Как известно, никто из нас не гарантирован от травм и повреждений, перед лицом которых большинство просто столбенеет в растерянности. Обратим внимание на то, как резко выросла популярность  телевизионных программ медицинской направленности, стоило им перейти от теоретизирования к вопросам практического поддержания здоровья. Уже имеющийся практический опыт некоторых автошкол свидетельствует о реальной заинтересованности учеников, понимающих, что садясь за руль автомобиля, они вступают в зону повышенного риска. Категорически исключите из лексики общения с учениками слово «медицина», оставьте слова — «первая помощь с целью продержаться до прибытия профессиональных врачей» и все встанет на свои места, а ваши ученики будут вам благодарны и будут рассказывать всем о том, как им повезло с выбором автошколы.

Предмет «законодательство в области дорожного движения». И опять приходится напоминать, что в автошколу приходят взрослые люди, уже имеющие четкое представление о том, что они хотели бы получить за свои деньги. И если в отношении практического обучения вождения, большинство из них могут описать свои ожидания лишь самыми общими словами, типа «хочу научиться ездить грамотно и безопасно», то в отношении практически всех теоретических дисциплин, ожидания учеников базируются уже на реальном жизненном опыте и понимании того, какие именно знания могут пригодиться а какие нет.

Если грамотно расставить акценты в преподавании теоретических дисциплин, заинтересованность учеников многократно возрастет. Методической рекомендацией для поиска таких акцентов может служить следующая. Психологически человек легче воспринимает информацию неожиданную и информацию о конфликтах, в силу того, что подсознательно представляет себя участником предлагаемых обстоятельств. Очень важно познакомить ученика с уровнями риска, допускаемыми при управлении автомобилем, и необходимыми условиями для обеспечения безопасного движения.

Исходя из этого, следует строить изучение ПДД и основ безопасного управления с акцентом на конфликтные ситуации (приоритеты между участниками дорожного движения, между средствами регулирования дорожного движения, между правами водителей и правами остальных участников дорожного движения, между правами водителей и правами сотрудников ГАИ). Практика показывает, что живейший интерес у учеников вызывают рекомендации по поведению при оформлении и дальнейшем разборе ДТП. С благодарностью воспринимается сделанный преподавателем акцент на правах участника и свидетеля ДТП и возможностях в отстаивании своей правоты. Вообще подробный разбор взаимных прав и обязанностей в отношении с представителями властных структур всегда вызывает заинтересованность учащихся в силу того, что сегодня мы все невольно участвуем в становлении этой, еще недавно полностью отсутствовавшей в нашем обществе традиции — традиции защиты своих законных прав и интересов.

Немалую заинтересованность вызывает разбор ситуаций, связанных с отстранением от управления, задержанием водителя и (или) транспортного средства, осмотром, обыском, изъятием личных вещей и т.д. (ситуации опять таки конфликтные по определению).

Программой предусмотрено знакомство будущих водителей с ОСАГО. И здесь хороший преподаватель найдет море конфликтных ситуаций для того, чтобы на их примерах разобрать порядок действия, возможности каждой из сторон и, самое главное, дать полезные рекомендации ученикам.

Не меньше интересного можно найти и по остальным разделам теоретических дисциплин.

Практическое вождение. Как мы уже выяснили, у ученика практически до окончания обучения отсутствуют реальные возможности оценить профессионализм, эффективность и правильность работы инструктора и поэтому ему приходится ориентироваться на внешние проявления процесса обучения. Отсюда вывод. Внешняя атрибутика чрезвычайна важна, потому что создает основу для взаимоотношения между инструктором и его подопечным. Настоящий профессионал-инструктор это понимает и поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не допустит даже возможности возникновения у ученика мысли об отсутствии своей заинтересованности в успехах подопечного. Конечно, дело руководителя какие именно требования предъявлять к инструкторам в отношении внешнего вида, манеры общения с учениками и прочих аспектов работы, но есть несколько непреложных правил, несоблюдение которых резко снижают доверие (читай конкурентоспособность) к автошколе.

Инструктор обязан знать весь теоретический раздел программы и уж тем более ПДД не хуже преподавателя теории. Более того, никакие разночтения в трактовке ПДД между ним и преподавателем ПДД недопустимы. Недопустимы также разночтения в понимании основ безопасности и закономерностей поведения автомобиля на дороге.

  • Инструктор не имеет права обсуждать с учеником профессионализм своих коллег.
  • Инструктор не имеет права на малейшее несогласованное отклонение от графика занятий.
  • Инструктор ни при каких обстоятельствах не имеет права на оскорбление ученика.
  • Инструктор безусловно не имеет права на сознательное нарушение им или учеником ПДД.

К несомненным достоинствам инструктора относится умение доступно объяснять свои действия, советы и рекомендации, разнообразить приемы освоения элементов вождения автомобиля, идти навстречу пожеланиям ученика, не выбиваясь при этом из намеченного общего плана работы. Активную заинтересованность проявляют ученики к раскрытию содержания навыков, по выполнению которых можно судить о степени водительского мастерства.

Ряд автошкол при обучении практическому вождению использует автотренажеры, тренажеры руления, занятия на автоматизированных автодромах и т.д. Есть автошколы, где все инструкторы работают по одной методике, ведут подробное описание продвижения по программе и, таким образом, безболезненно передают учеников друг другу. Есть определенное количество авторских методик, наработок отдельных элементов обучения. Все это при умелой подаче может стать той изюминкой, которая отличает вашу автошколу от остальных и сделает Вас более привлекательными.

Организация работы. Автошкола — организация, оказывающая образовательные услуги. Какое из этих двух слов «образовательные услуги» Вам представляется главным? Хочется сказать «образовательные», правда?  Звучит хорошо, уважительно. Так вот стоит, пожалуй, с Вами не согласиться. Ключевое слово здесь — «услуги». Освоение премудростей вождения автомобиля есть образование необязательное, образование по желанию, к нему не принуждают, а его предлагают, причем так, чтобы на предложенное захотелось бы согласиться. Вспомним настоящий русский язык, вслушаемся в слово «услуги». Служить, услужить кому? Ученику, кому же еще! Служение — миссия почетная. Можно ли по настоящему услужить не уважая того, кому служишь? Исстари считалось, что нет. Вспомните: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).

Вот и выясняется, что непростое это дело — организация работы автошколы. Можно поставить себе целью достижение максимальной эффективности в работе руководства и персонала автошколы, минимизировав затраты труда и рабочего времени сотрудников. Придется тогда несколько ограничить степень свободы учеников, задавая им рамки возможного поведения, не нарушающие установленный порядок. А можно поставить целью максимальное удобство для учеников в процессе всего общения с автошколой, в любых ситуациях. Придется тогда несколько ограничить право персонала на «руководящие указания», заменив это право обязанностью максимально идти навстречу ученику, даже, иногда, в ущерб собственным интересам. Естественно, не потакая капризам ученика и не теряя собственного достоинства. В какую школу с большим удовольствием пойдут?

О каких удобствах ученика речь. Обо всех. Духота в классе? Заведем порядок — проветривать каждые полчаса, если нет другого выхода. Пришлось пропустить занятие? Не беда, все лекции записаны на вилео-, приходи, когда тебе удобно, смотри. Срочная командировка? Нагонишь пропущенный материал с другим инструктором, они все по одной методике работают. Командировка надолго? Запишем тебя в следующую группу, продолжишь с этого же места. Есть необходимость – приходи, позанимайся отдельно на рулевом тренажере. Не понял, как работает сцепление? Вот видеофильм – приходи, смотри. Хочешь потренироваться в решении билетов? Легко, в любое удобное время.

И, наконец, главное. Ученику важно постоянно ощущать, что процесс его обучения идет под неусыпным контролем. Вспомним, он понимает, что будет в состоянии оценить, как с ним занимались только тогда, когда уже все закончится и будет поздно что-либо исправлять. Пока он один на один с преподавателями и инструктором, ему крайне необходим авторитет, который мог бы периодически подтверждать, что все идет нормально. Кто для него самый авторитетный человек в автошколе? Правильно, директор. Таким образом, периодический, демонстративный контроль со стороны руководителя вселяет в ученика уверенность в успехе, а это основа доверия к автошколе.

Автор отчетливо понимает, что не открыл в этой статье никакой сокровенной тайны, вряд ли сильно удивил читателя новизной суждений, да такой цели и не ставилось. Это была попытка систематизировать и показать принципы функционирования современной автошколы, которой не страшны колебания конъюнктуры рынка, поскольку спрос на ее услуги был, есть и будет.  Как это удалось, судить читателю.

Журнал Вестник Автошкол №3 (6) 2011