Особенности управления автомобилем в зимнее время года


Автор статьи – эксперт, участник многочисленных тестирований и испытаний автошин производителей известных международных марок, Председатель правления НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» С.Ю. Лобарев раскрывает главные аспекты безопасного управления автомобилем в зимнее время.

Наверное, почти все люди, в той или иной степени знакомые с автомобильной тематикой и сталкивающиеся с дорожным движением, а таких подавляющее большинство, слышали забавный термин – «день жестянщика». Климатические условия на большей территории нашей страны таковы, что в один прекрасный момент температура опускается ниже нуля, и начинает падать снег, в связи  с чем дорожное покрытие становится скользким. Это означает, что наступил как раз тот самый «день жестянщика». Недаром в России придумали поговорку: «В России четыре проблемы: лето, зима, весна и осень». Как и многое другое, зима наступает неожиданно, внезапно, не предупреждая нас порой о своём приходе. Этому, конечно же, есть своё объяснение. Хотя все понимают, что раз наступила календарная осень, то если не в сентябре, так в октябре, а уж в ноябре точно выпадет снег. Возможны нюансы, связанные с конкретной географической широтой. Страна-то у нас большая. В Краснодарском крае бывают зимы, когда зима так и не приходит в полном объёме, а если и приходит, то длится несколько недель. Поэтому автомобилисты Краснодарского края считают нерациональным иметь зимнюю резину, за что и расплачиваются. День жестянщика у них обычно проходит более ярко, чем в более северных регионах.

В любом случае, так как о точном дне первого снегопада погода нас с вами действительно не предупреждает, то народ просто устаёт ждать и находиться постоянно в состоянии повышенной боевой готовности. Именно поэтому первый снег – это действительно как снег на голову.

Снег выпал, а зимняя резина до сих пор лежит в гараже. Температура на улице минусовая, а в бачке стеклоомывателя до сих пор залита обычная вода, а вернее лёд. В машине нет ни щётки для снега, ни лопаты для того же снега, ни перчаток, ни буксировочного троса, ни скребка, ни проводов для «прикуривания», и печка в нашем не совсем новом автомобиле работает с перебоями, если вообще работает.

Если говорить о покрышках, то всё зависит от того, в каких условиях мы с вами собираемся ездить. Если наши основные пути находятся, если так можно выразиться, в сельской местности, где дороги даже и не стараются очищать от снега до самого асфальта, если он там вообще есть, то имеет смысл в зимний период использовать шипованную резину. Если же мы точно знаем, что в основном будем ездить по улицам крупного мегаполиса, где дорожное покрытие, пусть порой и отдалённо, но в большинстве случаев всё же напоминает асфальт, нередко покрытый смесью антигололёдного реагента и грязи, то имеет смысл зимой ездить на хорошей, зимней, нешипованной резине.

Что такое «хорошая» резина? В первую очередь имеется в виду новая, свежая резина. Резину, бывшую в употреблении, при возможности лучше не покупать. Кроме того под «хорошей» следует понимать продукцию известных, прекрасно зарекомендовавших себя производителей. А это в первую очередь Dunlop и Michelin. Эти компании являются основоположниками шинной промышленности и названы по фамилиям своих основателей. Конечно, существует много и других известных брэндов.

Под «свежестью» подразумевается настоящая свежесть. Резина со временем стареет, как и всё в этом мире. Поэтому не помешает знать дату производства покрышек. Маловероятно, что вам подсунут покрышки, по каким-то причинам залежавшиеся на складе, но в принципе это возможно. На каждой покрышке, на боковине  есть небольшой овал, внутри которого отштампованы четыре цифры. Первая и вторая обозначают номер недели года производства, а третья и четвёртая – сам год производства. Например, цифры 0208 означают январь 2008 г. Поэтому если вам в магазине попадается такая покрышка, которая с виду может выглядеть совершенно новой, потому что она вообще не использовалась, а просто лежала на складе, то покупать её не следует. Если на дворе ноябрь 2012 г., то этой покрышке почти 5 лет. Производители покрышек не дают гарантии на свою продукцию больше 4 лет, даже если покрышка не используется. Резина стареет, со временем меняется её химический состав и физические, эксплуатационные свойства.

А что такое зимняя резина? Опять же химический состав. Зимняя резина отличается от летней большим содержанием веществ, увеличивающих эластичность. Зимняя резина не в последнюю очередь отличается от летней рисунком протектора, то есть размером, формой и расположением бороздок, в том числе их глубиной, на рабочей поверхности покрышки. Этот рисунок иногда может быть довольно замысловатым. И не удивительно. Ведь рисунок этот, как и химический состав резины, рассчитывается на компьютере.

Ну а почему для зимней езды по асфальту лучше использовать нешипованную резину? Нужно иметь в виду, что шипы предназначены для льда и укатанного снега. Хороший лыжник для каждых конкретных погодных условий использует свою мазь. По-хорошему так же должно быть и в случае с автомобильными покрышками. Однако возить за собой прицеп с несколькими комплектами резины слишком нерационально. Стоит отслеживать хотя бы глобальные, сезонные изменения погоды.

Тесты показывают, что шипованная резина на асфальте имеет тормозной путь, в среднем примерно на 10 % больший, чем нешипованная резина. Объяснение, по всей вероятности, состоит в том, что шипы на асфальте просто поскальзываются. Кроме того они ещё и тупятся. Асфальт – это, ведь по сути наждак. Затупленные шипы перестают эффективно работать и на тех покрытиях, для которых они и предназначены. Кроме того, при «активном» стиле езды по асфальту на шипах, шипы эти из-за огромных механических нагрузок часто просто вылетают из покрышки. Это, по меньшей мере, нарушает балансировку колеса.

Стоит сказать о том, что так называемая «всесезонная» резина относится к выдумкам и мифам, как и лекарство от всех болезней.

Технологическая неподготовленность ко «дню жестянщика» тесно связана с неподготовленностью психологической. Мало того, что снег выпадает неожиданно, а резина в этот момент на автомобиле летняя. Водитель по привычке, по инерции, продолжает вести себя на дороге «по-летнему». Следует сказать и о том, что у начинающего водителя, прошедшего обучение в летнее время, с наступлением зимы возникают проблемы, связанные с полным отсутствием опыта эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах. А как этот опыт приобретается? Только на практике и в большинстве случаев ценой трудных ошибок. Таковы реалии жизни.

У новичка, конечно же, отсутствует представление о том, как может вести себя автомобиль на скользком покрытии на различных скоростях. Про заносы и про то, как с ними бороться в зависимости от типа привода автомобиля, новичок в лучшем случае краем уха слышал от преподавателя в автошколе и имеет об этом очень смутное представление.

Зачем я обо всём этом упоминаю? Все ведь понимают, что новичок просто в принципе не может освоить все эти премудрости сразу. Нужны годы упорной, целенаправленной работы над собой. Речь следует вести, в первую очередь о том, что большинство начинающих водителей об этих самых шофёрских премудростях просто не задумывается,  а  вернее, задумывается только тогда, когда сталкивается с ними на практике. Попал в занос – задумался о заносе. Проколол колесо – задумался о том, где находится шиномонтаж, и о том, как поставить запаску. «Догнал» впереди идущий автомобиль, – пожалел о том, что не заменил вовремя резину на зимнюю. Кстати, ездить летом на зимней резине вполне допустимо. Она мягкая и обеспечивает хорошее сцепление и при высоких температурах. Однако нужно иметь в виду, что именно из-за своей мягкости зимняя резина быстрее изнашивается. Но это уже дело житейское.

А как же научиться бороться с заносом?  Ответ неутешительный – да в общем то никак. Познакомиться с поведением автомобиля на скользком покрытии вполне реально и полезно. Было бы желание. Минимальное, что может сделать водитель – это не терять бдительности. Стало покрытие более скользким, или у нас просто возникло такое подозрение – значит надо снижать скорость и ехать более осторожно. А вот что можно и нужно сделать ещё – так это в начале каждого зимнего сезона выезжать на просторную заснеженную площадку и пытаться изучать свой автомобиль, а вернее его поведение при экстренном разгоне или торможении, а так же при совмещении разгона или торможения с поворотом.

Стоит упомянуть и о технике скоростного руления, владение которой может помочь справиться с тем же заносом. Конечно, новичку, только приступившему к изучению ПДД и практическому вождению, даже просто познакомиться со всеми этими вещами вряд ли удастся в достаточно короткий срок. Но, проявляя осторожность, соблюдая принцип постепенности и проявляя разумное любопытство, даже «чайник» рано или поздно, а главное без особых потерь, сможет стать настоящим водителем не по факту получения водительского удостоверения, а по сути.

В этой связи, не могу не отметить прогрессивные и весьма продуктивные программы обучения начинающих и тестирования профессиональных водителей, предлагаемые Центром водительского мастерства «ГАРАНТ-БЕЗОПАСНОСТЬ» (www.drivesmart.ru, www.гарант-безопасность.рф).

Каковы же выводы? Они банальны, хотя и не становятся от этого менее актуальными. К зиме готовимся заранее. Резину меняем до того, как среднесуточная температура опустится ниже + 5 градусов по Цельсию. Все необходимые принадлежности готовим  тоже заранее. Не забываем контролировать давление в шинах. Один из самых главных аспектов активной безопасности – это сам водитель, его мастерство, профессионализм, умение рассчитывать своё поведение и поведение своего автомобиля, а так же поведение окружающих нас участников дорожного движения на несколько секунд вперёд.

Сергей Лобарев,
Директор «Центральной автошколы «Безопасность»,
Председатель  правления НП «Гильдия автошкол»

a271112