А проверяющие кто?


Весна будущего года может стать временем тяжелых испытаний для многих автошкол. Именно в это время стоит ждать начала масштабных проверок, инициированных местными органами надзора за образовательным процессом. Из-за прорех в законодательстве проверяющим может стать кто угодно, что вызывает риски всплеска коррупции, скандалов и, в конечном счете, снижения качества образовательного процесса.

Как известно, 16 марта 2011 года было опубликовано Постановление Правительства РФ № 714 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Этот программный документ, касающийся абсолютно всех, кто занят подготовкой кандидатов в водители, подразумевает, что все автошколы, работающие на территории страны и имеющие соответствующую лицензию (варианты с автошколами, работающими без лицензии, рассматривать не будем, считая их теневыми), подпадают под проверки, которые осуществляют либо напрямую Федеральная служба по надзору в сфере образования, либо местные органы в субъектах Федерации. Зная реалии контрольной деятельности в нашей стране, можно предположить, что второй вариант (проверки на местах) будет преобладающим.

Статья 35 «Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Контроль возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее — лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Законом Российской Федерации «Об образовании».

Постановлением определено, что проверки начинаются через год после вступления документа в силу. То есть уже ближайшей весной школам стоит приготовиться к массовым проверкам. Почему они, скорее всего, будут массовыми, поговорим немного позже. А пока попробуем разобраться с тем, кто будет проверять.

Статья 39 Постановления дает достаточно четкий ответ на этот вопрос: «К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Решение  привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом. В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения организации, в отношении которой проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю. В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю. Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации».

Приносим свои извинения читателям за столь длинный цитируемый текст, но положения этой статьи очень красноречиво описывают ситуацию, с которой придется столкнуться через полгода. Кто такие аккредитованные эксперты, и какими правами они наделены? Как стать таким экспертом, из каких источников будут формироваться бюджеты для оплаты их работы? Вопросов много, а ответов, увы, мало. Минобрнауки РФ, как следует из вышеприведенной статьи 39, должен утвердить требования к экспертам. Причем, к экспертам, сведущим в вопросах обучения именно в автошколах. Понятно, что единых требований нет и быть не может — слишком разными являются принципы и особенности работы учебных заведений профподготовки, готовящих летчиков, морских и речных штурманов, психологов, водителей и пр. Но, поскольку критериев, обозначающих знания и навыки экспертов именно в сфере подготовки кандидатов в водители, нет, то приходится руководствоваться другим (надотраслевым) документом — Постановлением Правительства РФ № 689 от 20 августа 2009 г. «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к  проведению мероприятий по контролю».

Статья 5 Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю:

Для получения свидетельства об аккредитации заявитель представляет в орган по аккредитации непосредственно или направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении следующие документы:

а) заявление о предоставлении свидетельства об аккредитации по форме согласно приложению № 1;

б) копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для организации;

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя помещений, сооружений, приборов, иного оборудования и оснащения, находящихся у него в собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ по проведению мероприятий по контролю, — для организации;

д) копии документов, подтверждающих наличие в штате заявителя специалистов, уровень профессионального образования и стаж работы которых отвечают требованиям, установленным подпунктом «б» пункта 4 настоящих Правил (копии штатного расписания, приказа о приеме на работу, трудовых книжек, документов об образовании), — для организации;

е) копии документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования и стажа работы требованиям, установленным подпунктом «в» пункта 4 настоящих Правил (копии

трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении гражданином работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние 3 года, документов об образовании), — для гражданина;

ж) перечень документов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по контролю в соответствующей сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, — для организации.

Даже при поверхностном ознакомлении с «Правилами аккредитации…» видно, что они открывают доступ к участию в мероприятиях по контролю не только юридическим, но и физическим лицам. Причем, требования к таким физлицам —довольно скромные. Учитывая реалии российского бизнеса, нетрудно представить, что доступ к проверкам вашей автошколы легко могут получить как малоквалифицированные и  «прикормленные»граждане, так и прямые конкуренты, мечтающие убрать с рынка более успешных предпринимателей.

Но и это еще полбеды. Можно без особого риска предположить, что весенние проверки станут массовыми. Увернуться от них будет довольно проблематично. Там, где открывается «окошко» для контроля, наше чиновничество моментально устраивает небольшие, но удобные кормушки. На веб-сайтах органов образования многих субъектов Федерации, показывающих структуру их правления, уже появились новые отделы и департаменты, чьей задачей является контроль за лицензионными показателями. А поскольку правительственным Постановлением №714 прописаны денежные инструменты — вознаграждения и компенсации, — то охотники за ними непременно появятся. Примечательно, что органы Госавтоинспекции — пожалуй, самые профессионально подготовленные для оценки и контроля деятельности автошкол — от этой работы отстранены. То ли сказался пресловутый Закон о полиции с аттестацией работников МВД (не до контроля тут было), то ли ГАИ просто устала от того, что на нее и так вешают всех собак, но факт остается фактом.

Александр Филиппов
www.autopolis.ru