Волки в овечьей шкуре: по чьей вине десятки тысяч уволенных сотрудников автошкол осаждают биржи труда?


Ретрограды и новаторы

Как только не высмеивали противников реформ автообразования «прогрессивные» СМИ, наподобие «Автовзгляда». Какими только эпитетами и обвинениями не сыпали в адрес своих оппонентов «уважаемые» представители автосообщества. И мошенники, и аферисты, и «серые» или «портфельные» автошколы, и «авантюристы с большой дороги». В контрреволюционный список «бузотёров-саботажников» помимо хорошо известных Ассоциации автошкол Москвы (ААШ), Некоммерческого партнёрства «Гильдия автошкол», Научно методического Центра подготовки водителей (АНО НМЦ) записали всех недовольных новыми реформами, начиная от директоров автошкол и заканчивая межрегиональными ассоциациями и старейшими образовательными ВУЗами, авто и мотоспортсменами России. Против новых реформ автообразования выступило не менее 85 % от общего числа профессионалов в стране.

Оптимизм и реализм

Сторонники реформ — в основном их создатели, на протяжении 5 месяцев рапортуют об успешном прохождении проверок в ГИБДД 30-50-80% российских автошкол, всесторонней поддержке своих начинаний от профессионального сообщества и светлом будущем отечественного автообразования уже в ближайшей перспективе. Их ни секунды не смущают официальные данные, размещённые на сайте ГИБДД www.gibdd.ru РФ и со всей очевидностью свидетельствующие о том, что на сегодняшний день не более 28% от общего числа российских автошкол смогли получить разрешения на продолжение своей образовательной деятельности. Ещё примерно 10 % автошкол ожидают выдачи заключения ГИБДД, а остальные — уже никогда не откроют свои двери для новых учащихся. Кстати, в связи с серьёзными осложнениями экономической ситуации внутри страны, далеко не факт, что автошколы, которым удалось получить заветную лицензию и согласовать с ГИБДД работу по новым программам, сумеют выплыть из-под гигантской волны надвигающегося кризиса.

Факты и цифры

В Российской Федерации в 2014 году числилось 11476 автошкол. На 28.01.2015 заключения Госавтоинспекции www.gibdd.ru о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям получили 3301 организация (28,76% !!!).

В Москве из 350 образовательных организаций, осуществлявших обучение водителей ТС, заключения получили лишь 73 организации (20,86% !!!).

В Санкт-Петербурге из 134 автошкол только 35 продолжили обучение (26,12% !!!).

По ком звонит колокол

Не успели автошколы оправиться от стресса реформ 2011 года и задышать полной грудью, как грянул набат 2014 года. «Похоронный звон» разнёсся по всей России, оставив «без куска хлеба» десятки тысяч педагогов автошкол и мастеров обучения вождению. Межведомственная комиссия — разработчик новых образовательных программ для автошкол, включающая в себя виднейших профессионалов автообразования и научных деятелей, а на деле на 80% состоявшая из представителей крупного бизнеса по производству автодромов, учебных пособий, оборудования для автошкол, прицепов и пр., действуя, как принято в бизнес-сообществе, безапелляционно, в ходе разработки программ выставила совершенно драконовские требования к материально-техническому обеспечению автошкол, подразумевающие закупку дорогостоящего оборудования и материалов на сотни тысяч рублей. Как показала жизнь – деньги в нужном объёме оказались далеко не у всех автошкол.

«Плати или убирайся с рынка» —

Именно такой «месседж» получили директора автошкол по всей России, дрожащими руками перелистывая перечень необходимого к покупке оборудования, более всего напоминающего прайс-лист. Но, как выяснилось, это оказалась ещё не самая худшая из бед, ожидающих представителей малого автообразовательного бизнеса. Как гром среди ясного неба в день опубликования новых программ «грянули» 0,24 га. Вот тогда-то и стало ясно, что борьба на рынке автообразовательных услуг представителями крупного бизнеса затеяна не на жизнь, а на смерть. «Крупные игроки монополизируют рынок, мелкие уберутся ни с чем восвояси, — начали раздаваться возмущённые голоса представителей автосообщества. — «Впереди массовые увольнения. Цены на автообразовательные услуги взлетят до небес. Помогите выжить…» Эти реплики звучали буквально со всех уголков России. А чиновники из Минобрнауки РФ и других ведомств, а также руководители МААШ (Межрегиональной ассоциации автошкол), принимавшие непосредственное участие в подготовке и осуществлении реформы автошкол, в лучшем случае сыпали пустыми обещаниями о поддержке автошкол и скорой нормализации ситуации с выдачей разрешений на проведение образовательной деятельности, в худшем же, они попросту поднимали «паникёров» на смех, обвиняя директоров автошкол в лени и нежелании приспосабливаться к работе в новых «реформах».

Американские горки

На этой неделе СМИ буквально взорвало опубликованное в газете «Коммерсант» заявление Минэкономразвития РФ о том, что необходимый размер учебных площадок (0,24 га) нужно пересмотреть. В ведомстве считают, что действительно размер площадки может варьироваться в зависимости от количества учебных машин, их габаритов и категорий ТС.

«Требование применять площадки строго определённого размера появилось в ходе реформы автошкол, которая готовилась с 2011 года, несколько раз откладывалась, но в августе 2014-го все же стартовала. Минобрнауки утвердило приказом №1408 программы подготовки граждан, желающих получить права новых категорий (например, для вождения мопеда или квадрицикла), и требования к самим автошколам. Обязанность иметь площадку 0,24 га стала одним из самых болезненных требований, особенно для московских школ, поскольку в столице наблюдается дефицит земли. В результате реформы водительские курсы стали дороже на 20-25%, а сам процесс обучения — дольше примерно на месяц («Ъ» сообщал об этом 29 сентября 2014 года)».

Автошколы против…

Такова очередная мысль, высказанная от имени автосообщества в СМИ Татьяной Шутылевой, президентом МААШ и по совместительству одним из спикеров комиссии по разработке новых образовательных программ и разработчиком реформ, в ответ на заявление Минэкономразвития РФ.

«Смысл в пересмотре нормы отпал, — считает Татьяна Шутылева, она же директор крупнейшего европейского «Торгового Дома МААШ» по продаже оборудования для автошкол. — Острее всего вопрос с площадками стоял в Москве, но сейчас более 80 столичных школ уже получили согласования и продолжают обучение. Таким образом, спрос на обучение со стороны населения полностью удовлетворяется», — приводит свои данные из неизвестных источников Бизнес-вумен.

Поддерживает директора Торгового Дома «МААШ» и начальник отдела развития и нормативного регулирования системы дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ Лариса Шмелькова, которая также, видимо, черпает данные в некоей собственной, отличной от ГИБДД статистике: «Весь процесс запущен, более 50% автошкол получили заключения ГИБДД и начали работать в новом режиме (обратите внимание – тоже своя статистика!). Изменить его — значит ввести все организации в состояние коллапса», — беспокоится чиновница. Вот что ее волнует! Хотя так и непонятно, кого она имела ввиду — те 8000 автошкол, которые не могут продолжить работу или те, которые имели условия с автодромами и подняли цены на обучение.

Как пояснила «Ъ» госпожа Шмелькова, проект приказа, против которого выступает Минэкономики РФ, уже согласован с МВД РФ, Минтрансом РФ, Минздравом РФ и проходит процедуру утверждения в Минобрнауки РФ. После этого его направят на регистрацию в Минюст РФ вместе с «таблицей разногласий». В пресс-службе Минэкономики РФ «Ъ» заявили, что «разногласия пока не урегулированы». Если финальное решение Минюст РФ не примет, то это сделает комиссия по безопасности движения при Правительстве РФ, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Именно эта комиссия и утвердила действующую норму 0,24 га для площадок», сообщает газета «Коммерсантъ».

 

Комментирует ситуацию Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев:

Отрадно, что голос автообщественности оказался, наконец, услышан чиновниками. За 5 месяцев с момента начала реформ положительные заключения ГИБДД получили 28% автошкол по всей России, остальные уже не выйдут на рынок и уйдут с него навсегда.

Хорошие, опытные специалисты безвозвратно потеряны. Тысячи добросовестных автошкол прекратили работу. Удивительно и обидно, что некоторые ассоциации, в том числе МААШ, продолжают высказывать от имени профессионального сообщества своё мнение о высоком качестве новых образовательных программ и их целесообразности. Разумеется, такое виденье не соответствует реальному мнению большинства автоэкспертов и профессионалов автообразования, мнению автоспортсменов России и европейским стандартам. Бизнесмены и предприниматели под соусами общественных организаций, не стесняясь, лоббируют свои коммерческие интересы и продолжают вводить Правительство РФ и обычных людей в заблуждение, по сути, дезинформируют, что на самом деле происходит в автошколах.

В настоящее время профессиональные стандарты водителей отсутствуют, еще не утвержден административный регламент по приёму экзаменов в ГИБДД, в стране отсутствует единая система автообразования. Крайне тяжелая ситуация сложилась в ряде регионов России. В Дагестане , население которого составляет около трех миллионов, выжила одна единственная школа! Остальные же директора дагестанских автошкол видимо и по сей день вынуждены слоняться по горным дорогам и тропам в поисках асфальта и бетона для обустройства учебных площадок.

Ужасно и горько от того, что в этот тяжёлый момент, когда с работой становится все сложнее, десятки тысяч специалистов автообразования пополняют армию безработных. Имевшаяся система автообразования разрушается начисто, а адекватной альтернативы нет. Остаётся надеяться, что к созданию следующих образовательных программ и правовых документов для автошкол будут привлекаться действующие директора автошкол и эксперты.

Только вот уже уволенным специалистам от новаций будущего не станет легче. Мы, НП «Гильдия автошкол», сейчас стараемся активно помогать безработным сотрудникам автошкол. Связались с профсоюзами работников такси, устраиваем бывших инструкторов в почтовые отделения. А ведь всего этого коллапса можно было избежать. Сохранить тысячи рабочих мест и автошкол, не поднимая цены за обучение и не создавая паники. Любят у нас «рубить с плеча». А людей не ценят. Реформировать какую-то отрасль можно до бесконечности, а с реформами человеческого отношения к людям мы не можем справиться, и даже тенденция, что в этой сфере что-то может измениться, не намечается.

СТАТИСТИКА ПОДГОТОВЛЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ»

Автор статьи:  Юлия Каблинова

Пресс-служба