Автоэксперт Александр Каминский: «Штраф или любое другое наказание – самое простое, но не самое эффективное средство».


Я давно говорю, что существующие скоростные ограничения устарели, но превышение на 60 км/ч – явный перебор и с этим стоит бороться. Вопрос – как именно? Штраф или любое другое наказание – самое простое, но не самое эффективное средство, и это касается всех правонарушений. Здесь я бы выделил три момента.

Первое. Важный фактор эффективности наказания – его неотвратимость. И если опасных преступников долго и упорно преследуют, пока не найдут и не накажут, то за правонарушителями у нас никто не гоняется, а камеры фото- и видеофиксации на каждом столбе не повесишь. Поэтому нарушители знают, что можно нарушать и не попадаться… Как сделать наказание за нарушение ПДД неотвратимым, не очень понятно.

Второе. Из психологии известно, что негативная мотивация эффективна лишь в краткосрочной перспективе и хорошо применима только для достижения быстрого эффекта (подавить бунт на корабле или вроде того). Но использование «кнута» на длительной повседневной основе без сочетания с «пряником» эффекта давать не будет, что мы видим на практике. Правонарушения в России были, есть и, при таком подходе, похоже, будут.

Третье. Многие люди так устроены, что не готовы выполнять чьи-то просьбы или указания просто тупо по указке. Им важно понимать, ПОЧЕМУ это нужно сделать. Я тоже отношусь к таким людям. И здесь хорошо работает мотивация через понимание и осознание.

Поэтому я предложил бы добавить к существующей штрафной схеме позитивной мотивации и пропаганды безопасности.

Что значит позитивная мотивация? Это значит, людей можно и нужно замотивировать, чтобы они соблюдали Правила ДОБРОВОЛЬНО. Чтобы им НРАВИЛОСЬ соблюдать ПДД, чтобы они сами этого хотели. Как это сделать? Вопрос к властям, пусть думают. Первое, что приходит в голову – создать пропаганду, сделать соблюдение ПДД престижным, модным. Чтобы водитель мог с гордостью носить статус «законопослушного», например, в виде отличительной наклейки на машине или какой-то другой отметки, заметной и понятной окружающим. Чтобы окружающие смотрели на такого водителя и стремились стать, «как он», и пополнить ряды законопослушных. Аналог советской доски почета…. А может, добавить каких-то бонусов водителям, которые по итогам года не нарушили ни одного ПДД – талоны на бесплатную заправку или что-то вроде этого. То есть создать личную материальную заинтересованность водителя в соблюдении ПДД. То есть нужно заинтересовать водителя тем, что он может что-то получить, соблюдая ПДД, а не только  потерять, нарушая их. Такая схема мне кажется более современной и жизнеспособной.

И о пропаганде. Почему водители превышают скорость более чем на 60 км/ч? Потому что не осознают опасных последствий движения на такой скорости. Дома не научили, в школе не научили, в автошколе – тоже. Да, часто говорят, что ПДД написаны кровью, но когда нет понимания физики процесса, нет и боязни крови. Важно объяснять, почему нужно придерживаться такой-то скорости в таких-то условиях и чем опасно ее превышение. Мой преподавательский опыт говорит, что очень многие опытные водители меняют свои взгляды на многие вещи, в частности, на важность пристегивания ремнем безопасности и соблюдение безопасной скорости – после того, как мы им аргументированно объясним, что и почему, и покажем на видео. А еще лучше – дать попробовать управлять машиной на разных скоростях в «лабораторных» условиях – на автодроме. Люди, прошедшие в нашей Академии курсы контртаварийной подготовки не понаслышке знают, как сложно остановить машину со скорости 100 км/ч и как плохо она слушается руля на этой скорости. И выводы делают соответствующие. Таким водителям не нужно напоминание о штрафах за превышение скорости, они соблюдают безопасную скорость добровольно.

Ведущий автоэксперт НП «Гильдия автошкол», руководитель Академии водительского мастерства Александр Каминский