Почему автоинструкторы и автоспортсмены не смогли бы сдать на права по новому административному регламенту?


Каждые три минуты в России происходит ДТП и каждые 20 минут в дорожной аварии гибнет один человек. О чём нам говорят эти цифры? О том, что на дорогах полно водителей-неумех или о том, что качество подготовки в отечественных автошколах не на высоте? А может быть проблема аварийности – следствие того, что в Российской Федерации отсутствует единая система автообразования, нет консолидации министерств и ведомств в решении существующих проблем в сфере безопасности дорожного движения, в закрытости министерств и ведомств от общественности?
По изначальной идее документ, которого сотрудники автошкол с нетерпением ожидают полтора года с момента введения новых образовательных программ, и экзамен должны повысить качество подготовки кандидатов в водители и стать преградой для выпуска неподготовленных водителей. Однако с предложенными вариантами некоторых упражнений не смогли справиться ни профессиональные инструкторы обучения вождению, ни автоспорсмены. А это значит, что разработка велась в отрыве от практики,
и опять экзамен не выполнит своей главной задачи – допустить к управлению ТС компетентного водителя.
Документ чрезмерно формализован, в нём не учитывается ни зарубежный опыт, ни передовые разработки отечественных специалистов, проигнорировали и мнение профессиональных сообществ в сфере подготовки водителей ТС.
Еще в марте специалисты автообразования протестировали испытательные экзаменационные упражнения, установленные проектом регламента. Итогом тестовых испытаний стал длинный перечень недочетов и недоработок (более 30 позиций), которые были направлены в соответствующие органы власти для рассмотрения. Увы, более чем за полгода у чиновников, видимо, так и не нашлось времени ознакомиться со списком предложений, поэтому претензии уже не к проекту, а к существующему документу остались прежними.
В результате моделирования и выполнения испытательных упражнений из методики проведения экзамена на площадке, по мнению экспертов рабочей группы, многие автошколы, обучающие кандидатов в водителей ТС категорий «М», «А» и подкатегории «А1», документально оформив ранее площадки размером 0,24 га, будут вынуждены снова приостановить свою деятельность из-за предложенных габаритов упражнения «Скоростное маневрирование», добавленного в регламент, и для выполнения которого длина площадки должна составлять не менее 80 м. При этом данное упражнение не только не улучшает навыки кандидата в водители, но и представляет для него опасность при выполнении в установленное время. Эксперты отмечают, что некоторые упражнения, например, «Заезд в бокс», практически невозможно выполнить из-за неправильно обозначенных габаритов.
Автошколы находятся в трепетном ожидании нового регламента. Не будет ли опять сюрпризов, как прошлом году, когда в день опубликования программ обучения неожиданно появились габариты учебных площадок, размером с аэродромы? Многие автошколы без переходного периода и возможности подготовки закрылись.
Также автошколам придётся для оформления площадок придётся переделывать эстакады – существующий вариант предусматривает введение новых габаритных размеров, и таких «ляпов» много.
В предложенном проекте регламента опять наблюдается несоответствие в документах Минобнауки России и МВД России. В результате мы получаем картину в стиле «У семи нянек дитя без глаза».

Корреспондент Юлия Каблинова

Комментарий Председателя правления НП «Гильдия автошкол» Сергея Лобарева:

При разработке Административного регламента был нарушен основной принцип реформирования – алгоритм подготовки и создания нормативных документов. Если взять европейскую практику формирования, обучения безопасного водителя и исключения на дорогах неподготовленных водителей, то сначала определяются стандарт и требования к водителю с учётом статистики смертности на дорогах, анализа данных по ДТП, мнения работодателей, после чего определяются планка и требование на экзаменах по этим критериям, затем устанавливаются требования и создаются программы обучения водителей, и уже после всего этого, определяются требования к профессиональной компетенции преподавательского состава. У нас всё да наоборот
Удивляют и сами программы обучения. Из 190 часов, предусмотренных на подготовку водителей ТС, всего лишь 17 % отдано на обучение в условиях реального дорожного движения! На экзамен автошколы представляют теоретиков, а не водителей, умеющих сразу влиться в транспортный поток.
Сожалеем, что и этот документ мы сможем увидеть только после официальной публикации, и не удивимся, если все характерные ошибки, предлагавшиеся в проекте, не будут устранены. Результат будет непредсказуем. Автошколам придётся за свой счёт опять решать технические проблемы, и не у всех хватит сил с ними справиться. А значит, в очередной раз провалится главная задача реформ – создание необходимых условий для успешной подготовки безопасных участников дорожного движения.