Даешь стране факты: улучшение статистики по ДТП – результат новых программ?


Не успели в СМИ появиться первые итоги деятельности ГИБДД за 2015 год, сообщающие о том, что аварийность на российских дорогах в начале года снизилась сразу на 9,6 %, как посыпался шквал «экспертных» комментариев, вменяющих это в заслугу новым реформам автообразования. Однако, выводы о том, что на снижение аварийности повлияли новые «передовые» программы обучения будущих водителей, выглядят явно преждевременными, если и вовсе не «притянутыми за уши».

Действительно, в январе 2015 г. на российских дорогах количество ДТП с пострадавшими оказалось почти на 10 % меньше, чем годом ранее, а число жертв дорожных аварий снизилось почти на 20 %. Только какое отношение эти показатели имеют к новым программам подготовки водителей транспортных средств? С момента вступления в силу новых программ прошло всего лишь полгода. Еще меньше времени, не более 3 – 4 месяцев, прошло с того момента, как «свежелицензированные» ГИБДД автошколы – их всего 3 тысячи (15 – 20 % от 11476) – приступили к обучению по новым программам. Вопрос к «экспертам»: учитывая, что из-за увеличения стоимости и времени обучения первые выпускники автошкол едва успели сдать экзамены в ГИБДД и получить права, о каком влиянии этих нескольких сот человек на статистику аварийности по стране может идти речь? Ведь ГИБДД на сегодняшний день до сих пор принимает экзамены еще по старым программам и требованиям.

Просматривая «передовые» результаты статистики ГИБДД за 2014 год и начало 2015 года:

— на дорогах России произошло 199 720 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 26 963 человека (- 0,2 %), ранены 251 785 человек (- 2,6 %). Количество аварий сократилось несущественно – всего на 2,1 %, до 199 720 случаев;

— по вине пьяных водителей в прошлом году произошло 16 517 ДТП (+ 21,6 %), в них получили ранения 23 245 человек (+ 19,9 %), погибли 3420 человек (+ 47,8 %). Из общего числа пьяные водители легковых автомобилей стали виновниками 13 528 ДТП (+ 24,8 %), в которых ранены 19 846 (+ 22,6 %) человек, погиб 3001 (+ 50,1 %) человек;

— пьяные водители в начале 2015 г. «впереди планеты всей» устроили 476 серьезных аварий;

— по причине плохого состояния улиц и дорог в России в 2014 г. произошло 51 573 ДТП, что на 2,8 % меньше, чем в 2013 г. Погибли в этих ДТП 7038 (- 4,8 %) человек, ранены — 64 795 (- 3,9 %).

Из-за нарушения ПДД водителями произошло 175 862 ДТП (- 1,8 %), в них ранены 230 617 человек (- 2,3 %), погибли 23 143 человека (+ 0,2 %).

В первом месяце нового года количество ДТП из-за несоблюдения Правил 30–40-летними автомобилистами —2,4 тыс. от общего числа ДТП.

Напрашивается резонный вопрос к критикам автошкол, активно поддерживающим новые реформы, аргументируя свою точку зрения тем, что по старым программам автошколы плохо готовят или вовсе готовят формально: вина ли автошкол в том, что за рулем столько пьяниц? Автошколы ли учат не соблюдать правила 30-40 летних автомобилистов? Отметим, что стаж вождения этой возрастной категории граждан, как правило, составляет от 5 до 20 лет, и это вовсе не водители-новички!

Не логичнее ли, оперируя фактами статистики за первый месяц нового года, предположить, что именно в заслугу теперь уже прошлых программ обучения стоит поставить снижение числа аварий на российских дорогах? Не правильнее ли признать, что не только из-за халатной работы педагогов автошкол наши дороги переполнены великовозрастными хамами и правовыми нигилистами, которые не считают нужным соблюдать Правила дорожного движения?

Кто на самом деле виноват в том, что, несмотря на очевидное снижение числа ДТП, в январе 2015 г. на наших дорогах погибли 1427 человека, а 15,3 тыс. граждан получили травмы разной степени тяжести? Может быть, проблема в пресловутой бюрократии и крючкотворстве чиновников, которым главное – формально отчитаться о своих успехах и результатах, а до воспитания водителей и реальной работы с нарушителями никому из них нет дела?

Правительство создает Федеральные целевые программы, выделяет десятки миллиардов на пропаганду ответственного поведения на дорогах и реальную борьбу с нарушителями, а что получается в результате? За счет бюджетных средств порой проводятся формальные конкурсы детских рисунков и самодеятельности, устраиваются тест-драйвы и краш-тесты, но что остается после всего этого кроме пустоты и галочек о проведении мероприятий?

В то же время ряд некоммерческих организаций, проводящих те же конкурсы, только на собственные, а не на государственные средства, для чиновников словно не существуют. Последний пример «из жизни» звучит настолько удивительно, что более всего напоминает литературный оксюморон. В ГИБДД не поддержали Национальную  премию за достижения в сфере безопасности дорожного движения «Безопасность на дороге – дело каждого!», организованную Федерацией автовладельцев России, а также не отреагировали на всероссийскую акцию «Будущее без ДТП», организованную автошколами страны, и на другие мероприятия,  проводимые вне бюджета ФЦП.

К слову, в рамках всероссийской акции проводился и конкурс по созданию образовательных видеосюжетов на тему изучения и соблюдения ПДД для всех категорий граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, после проведения которого остались не только яркие фото с улыбающимися лицами, но и реальные видеоматериалы, популяризирующие соблюдение и изучение ПДД в нашей стране.

Юлия Каблинова

Комментарий эксперта, председателя правления НП «Гильдия автошкол» Сергея Лобарева:

То, что есть улучшение ситуации на дороге по ряду показателей, очень отрадно и значимо. Некоторые коллеги уже поспешили оправдать это введением новых программ подготовки водителей, по которым начали работать только в IV квартале прошлого года выжившие 20 – 30 % автошкол. Поспешно подтверждение, что улучшение статистических показателей по числу ДТП произошло в результате новых программ подготовки водителей транспортных средств. Наши ученики, отучившиеся по новым программам, едва успели получить права в этом году  и в лучшем случае, только 2 – 3 раза успели выехать на дорогу после их получения. Считаю, что на снижение аварийности в настоящий момент повлияли кризис и, как следствие, снижение количества водителей на дорогах и прежние реформы 2011 года. Существующая статистика явно показывает, что кардинально менять и ломать всю работу автошкол не было никакой необходимости. Тем более, что в 2014 году впервые статистика аварийности среди молодых водителей стала меняться в лучшую сторону (с 17 до 13 % от общего числа ДТП). Также в прошлом году на 15 % повысился процент сдачи экзаменов в ГИБДД.

Сейчас 60 % добросовестных автошкол, благодаря работе которых мы сегодня получили положительные результаты, ушли с рынка. Зачем было ломать отлаженную систему, для нас, экспертов, до сих пор загадка.

Погубили многих пресловутые 0,24 га. И теперь множество специалистов осталось без работы. Кому заниматься воспитанием водителей-новичков? У ГИБДД явно нет времени, это мы видим на примере автошкол, которые месяцами ожидают проверок материально-технической базы. Из 11,5 осталось чуть более 4 тысяч автошкол на всю Россию. И готовить водителей они вынуждены сейчас еще более формально, чем раньше, ведь новые программы большей частью нацелены на «натаскивание» учащихся для сдачи экзамена в ГИБДД за компьютером и на площадке.

Так и не создана единая система автообразования, до сих пор не вступил в силу административный регламент по приему экзаменов в ГИБДД, а мы, кстати, уже полгода готовим водителей по новым программам. Воспитанием водителей по сути никто толком не занимается, поэтому утверждение, что динамика снижения количества ДТП останется прежней, под большим сомнением. По сравнению с прошлым годом  количество пьяниц за рулем возросло на 20 %, и это несмотря на все ужесточения карательных мер к таким нарушителям. Выходит, что, прикрываясь реализацией Федеральных целевых программ, чиновники действительно лишь создают видимость разъяснительной и пропагандистской работы, а реально воспитывать водителей не хотят, как и помогать тем, кто это пытается делать самостоятельно. И пока согласия в рядах чиновников, педагогов автообразования, Минобрнауки и ГИБДД не будет, пока все не поймут, что работать надо совместно, потому что общее дело делаем, никакие реформы не помогут.